Содержание
История волейбола
История классического волейбола

История пляжного волейбола

Интересные факты из истории волейбола

Кубок Мира

Мировая Лига

Гран-при

Правила волейбола
New!!! Официальные Правила классического и пляжного волейбола (Rus, Thanks to А. Крайнев)

Руководство для судей в различных игровых ситуацииях (аналогично судебной практике в юриспруденции)

Новости
Последние сведения от FIVB

Новости международных турниров

Новости пляжного волейбола

Результаты и комментарии матчей

Техника и тактика волейбола
Статьи о технике волейбола

Прочие разделы
Команда "Уралит" (в которой я...)

Cсылки

Фотографии

Для посетителей
Guestbook

Форум

Реклама
cc
Основные виды передач, отдаваемые связующими, а также нападающие удары
 
Передача

Как правило, игру команды определяет связующий, так как он является диспетчером и организатором атакующих действий своих партнеров, а также должен в доли секунды определять в каком направлении пойдет пас в зависимости от расположения блокирующих соперника. Для России последнего времени нехватка хороших связующих превратилась просто в острый дефицит, от которого страдает и национальная сборная.
Как отдается передача сверху я описать не могу, единственное что я знаю, что основное усилие придают полету мяча ноги, т.е. в перед касанием связующий находится в полуприсяде, затем следует движение туловища вверх, небольшое досылающее движение рук (предплечий), а кисти лишь направляют мяч в ту или иную сторону
Ниже приведены основные виды передач, используемые связующими.

Название Описание Общепринятая символика пасующего
       
1 "Просто" Обыкновенный высокий пас в зону 4-го или 2-го номера Движение ладонью параллельно сетки в направлении будущего паса
2 "Душка" Пас идет ниже и главное быстрее чем "просто", пасуется на антенну, нападающий должен находится на завершающей стадии разбега и быть готов к прыжку в момент касания мяча связующим Ладонь прикладывается к груди.
3 "Метр" Пас идет в зону 3-го номера на высоту, примерно, метра от сетки. Указательный палец вытянут, остальные сжаты в кулак.
4 "Метр сзади" Наша женская сборная часто играет этот прием, пас идет за спину связуещего, нападающий первого темпа имитирует разбег для нападения в зоне 3-го номера, затем огибает пасующего и нападает из зоны между 3-м и 2-м номерами, как правило, косым ударом. Указательный палец вытянут, большой отведен в сторону
5 "Взлет" Пас в зону третьего номера, короткий и быстрый, в момент касание мяча связующим нападающий должен быть уже в воздухе с рукой готовой для нанесения удара либо резкой скидки, связующий должен "вложить" мяч в ладонь нападающего, пас очень сложный, требует мастерства связующего и чаще играется с хороших высоких приемов на пас в прыжке. Сжатый кулак
6 "Взлет сзади" Пас такой же как "взлет", но играется за спиной, "на голове" связующего, в зоне между 3-м и 2-м номерами , и нападающей бежит чуть с опозданием, как на "стопку". Для того, чтобы такое сыграть, надо до автоматизма наработать связку, для того, чтобы связующий чувствовал когда, где и на какую высоту прыгнет нападающий, потому как пас часто отдается "вслепую". Сжатый кулак, большой палец отведен в сторону
7 "Стопка" То же самое, что и "взлет", играется в 3-й зоне, но мяч не "швыряется" связующим с силой в руку нападающему, а подвешивается над сеткой на высоте 20-40 см от нее, и пасуется практически на сторону соперника, часто бьется кистевым ударом. Нападающий при этом бежит чуть с задержкой. В принципе опытные связующие часто пасуют "стопку", если нападающий не успевает на "взлет". Однако, следует учесть, что блокировать "стопку легче", так как есть время подняться в воздух блокирующим, особенно высоким. Указательный и большой палец об-разуют полукольцо, остальные сжаты в кулак
8 "Стопка сзади" Наверное, такое есть, я бы объединил это со "взлетом сзади" Не знаю
9 "Стрелка" Передача "швыряется" в зону 4-го номера или между 3-м и 4-м номерами аналогично "взлету", с той лишь разницей, что траектория полета мяча практически параллельна полу и нападающий прыгает на расстоянии от связующего. В момент касания мяча связующим нападающий также уже находится в прыжке и готов нанести атакующий удар Указательный и средний пальцы вытянуты и сведены, большой отведен в сторону
10 "Марита" Передача идет как на "метр", но до этого нападающий имитирует разбег на взлет, затем останавливается, поднимается блок, затем прыжок нападающего - он вместе с мячом должен "перевисеть" блок, который уже должен уже опускаться, и затем наносится удар поверх блока. Большой и указательный пальцы образуют круг (ОК)

Примечание:
1) данная символика используется в Челябинске и то не везде
2) есть еще всякие "половинки" (полметра) и проч., которое я не знаю и не встречал


 

Нападение

Нападающие действия можно условно разделить на три группы:
1) полноценные атакующие удары
2) кистевые удары
3) скидки

есть правда еще всякие крюки, полукрюки, удары "накатом" и т.д., которые сравнительно редко используются в современном волейболе

Техника выполнения атакующего удара

Выполнение атакующего удара также можно разделить на несколько составляющих: занятие позиции, разбег, прыжок и, собственно, удар.

Возьмем для примера нападение "просто" из четвертой зоны.
В момент приема мяча игроками задней линии, нападающий занимает позицию в ауте, примерно в районе средей линии, чтобы иметь возможность разбегаться по дуге. После того как пошел пас, следует оценить его траекторию и соответствующим образом скорректировать и наметить скорость разбега, высоту и направление прыжка. Прыжок должен быть произведен с таким расчетом, чтобы мяч в момент нанесения удара находился перед игроком и на высоте вытянутой руки с тем, чтобы можно было его накрыть (захлестнуть) кистью сверху. Итак, пошел разбег, далее руки отводятся назад, и тело сгибается в полуприсяде, затем идет резкий взмах рук вверх и прыжок (руками машут, чтобы выше взлететь), обе руки при этом вытянуты вверх. Далее бьющая рука сгибается в локте и отводится за голову, плечо также отводится назад, игрок выглядит выгнувшимся, локоть при этом находится на уровне головы. Потом следует сокращение мышц брюшного пресса, придающее движение верхней части туловища вперед,и одновременно оставшаяся вверху небьющая рука резко уходит вниз, импульс движения продолжает небольшое перемещение плеча бьющей руки вперед, и затем следует завершающее движение - рука разгибается и захлестывает мяч на подобно плети, локоть не опускается ниже головы до касания мяча кистью - самая частая ошибка - когда локоть в момент удрара согнут и получается "удар от уха". Локоть опускается после удара - рука провожает мяч и уходит к туловищу вправо или влево так, чтобы не задеть сетку. Направление удара определяет кисть, а точнее то, с какой стороны она ляжет на мяч, например, сверху и слева (мяч, естественно, летит вправо).

Кистевые удары используются на коротких и быстрых пасах. Быстрые пасы часто пасуются близко к сетке или даже на саму сетку, и в таких случаях использование кистевых ударов позволяет произвести атакующий удар, не задев при этом сетку. Рука вытянута вверх, кисть отведена назад, затем резко посылается вперед и накрывает мяч сверху и с соответсвующей стороны.

Скидки (Сбросы) используются нападающими, когда пас неудобен настолько, что обычные атакующие удары с неизбежностью попадут в блок. Можно эффективно скинуть в первую линию также, когда соперниками выстроен, к примеру, тройной блок, а оставшиеся игроки находятся глубоко на задней линии. Скидки используют также связующие (Хамутских это делает очень неплохо) c высокого и точного приема. Как правило, в этом участвует нападающий первого темпа, на которого прыгает блок, связующим с прыжка имитируется пас, и далее резко одной рукой направляется вниз (подробнее смотри раздел Техника лучших волейболистов мира)

 

Савчук В.А. ©2001


В оглавление раздела

На главную страницу
Hosted by uCoz