Содержание
История волейбола
История классического волейбола

История пляжного волейбола

Интересные факты из истории волейбола

Кубок Мира

Мировая Лига

Гран-при

Правила волейбола
New!!! Официальные Правила классического и пляжного волейбола (Rus, Thanks to А. Крайнев)

Руководство для судей в различных игровых ситуацииях (аналогично судебной практике в юриспруденции)

Новости
Последние сведения от FIVB

Новости международных турниров

Новости пляжного волейбола

Результаты и комментарии матчей

Техника и тактика волейбола
Статьи о технике волейбола


Прочие разделы
Команда "Уралит" (в которой я...)

Cсылки

Фотографии

NEW!!! Для посетителей
Guestbook

Форум

Действия судьи в некоторых спорных игровых ситуациях (Окончание)
 

Во время подачи


Ситуация № 41: в момент подачи игрок принимающей команды R-6 стоит так, что обе его ступни немного позади ступней R-3, но R-6 одной рукой касается пола явно впереди R-3.

Решение: касание пола рукой впереди R-3 не является ошибкой R-6, поскольку правильность позиции игроков определяется по положению их ступней.

Ситуация № 42: игрок принимающей команды R-6 стоит на приеме явно впереди R-3. В момент удара подающего игрока R-6 подпрыгивает и оказывается в воздухе в то самое время, когда подающий бьет по мячу.

Решение: это ошибка команды R, поскольку позиция игрока на приеме определяется по месту его последнего соприкосновения с полом.

Ситуация № 43: во время удара по мячу подающим игроком, игрок принимающей команды R-2 стоял так, что часть его стопы была на площадке соперника, а другая часть на центральной линии. Второй судья определил это как ошибку R-2, поскольку он был не полностью внутри своей площадки в момент подачи.

Решение: Второй судья прав.

Ситуация № 44: секретарь замечает, что подающая команда нарушает очередность подачи: S-6 вышел в зону подачи вместо игрока S-1, который был бы правильным подающим. Как только S-6 подал, секретарь дал сигнал судьям, которые остановили игру.

Решение: правильные действия секретаря, который должен информировать судей об ошибке в очередности подачи только после ее совершения.

Ситуация № 45: игрок подающей команды S-6 подбрасывает мяч, чтобы произвести подачу, но в это время S-1 останавливает его, поскольку S-6 нарушает очередность подачи. S-6 позволяет мячу упасть на пол. На подачу выходит S-1. Судья разрешает новую попытку подачи.

Решение: судья не прав. Командам дается только одна попытка подачи в течение 8 секунд с момента свистка судьи на подачу. S-6 должен был положить мяч на площадку или передать его S-1. S-1 должен был, не дожидаясь дополнительного свистка судьи, произвести подачу. Если игроки не уложились в 8 секунд, судья должен дать свисток, передать мяч другой команде и показать жестом, что прошло 8 секунд.

Ситуация № 46: во время исполнения подачи подающий игрок касается изнутри зоны подачи линии, ограничивающей зону подачи сбоку.

Решение: ошибки нет, поскольку эти ограничительные линии входят в зону подачи. Однако, нельзя касаться линии подачи, ограничивающей площадку.

Ситуация № 47: судья дает свисток на подачу и игрок S-2 готовится ее выполнить. Партнер замечает нарушение очередности подачи. Правильный подающий S-1 входит в зону подачи, а S-2 входит на поле. S-1 подает прежде, чем истекли положенные 8секунд на подачу.

Решение: подача правильная, поскольку игроки уложились в 8 секунд.

Ситуация № 48: подающий игрок подбросил мяч на удар, но не подал, а дал мячу упасть. Затем прямо с отскока мяча от пола он выполняет подачу.

Решение: подача неправильная, поскольку судья после падения мяча на пол должен дать свисток на подачу снова. Повтор подобной попытки на подачу будет оштрафован переходом подачи.

Нападающий удар


Ситуация № 49: игрок R-5 прыгает в зону нападения и атакует вторым касанием команды. Мяч попадает в трос и отскакивает обратно к команде R.

Решение: мяч не пересек вертикальную плоскость сетки (плоскость перехода) и не касался блока противника, т.е. нападающий удар не был закончен. Поэтому команда R имеет третье касание, чтобы вернуть мяч на сторону противника.

Ситуация № 50: S-1 подает. R-6 прыгает с задней линии и касается мяча, когда он находится выше верхнего края сетки. Сам контакт с мячом состоялся за линией нападения, а мяч вернулся на сторону подающей команды.

Решение: действия R-6 правильные, хотя и запрещено блокировать подачу или нападать прямо с подачи, посколькуR-6 обрабатывал мяч за линией нападения.

Блок


Ситуация № 51: блокирующий S-3 накрывает второе касание связующего R-2 над сеткой и с переносом. Первый судья не свистит. Возможны ли такие действия блокирующего?

Решение: первому судье необходимо определить действие связующего. Судья должен знать, сделан ли пас параллельно сетке, или мяч идет к сетке, превращаясь в атакующий удар. В первом случае это будет ошибка блока, поскольку мяч "не идет со стороны противника". Во втором случае блокирование возможно, поскольку мяч идет со стороны противника и должен быть квалифицирован как нападающий удар.

Ситуация № 52: R-5 направляет первым касанием мяч так, что он может перелететь на сторону противника, если его не обработают партнеры. R-3 находится в готовности сыграть этот мяч. S-2 накрывает мяч на стороне противника раньше, чем пытающийся сыграть R-3.

Решение: ошибка блокирующего S-2. Нельзя блокировать на чужой стороне, пока атакующий удар не завершен, за исключением случаев, когда, по оценке первого судьи, игроки команды R не в состоянии достать и сыграть мяч.

Ситуация № 53: R-5, находясь у сетки, нападает по мячу, который был выше верхнего края сетки. Одновременно с этим ударом S-2 ставит блок на стороне противника.

Решение: двойная ошибка (обоюдная ошибка). Атака невозможна, поскольку R-5 игрок задней линии, блокирование невозможно, поскольку нападающий удар не завершен. Если бы блокирование состоялось после того, как R-5 выполнил удар, то только R-5 совершил бы ошибку.

Ситуация № 54: R-5 принял подачу и направил мяч на верхний край сетки. R-2 (связующий), определив, что мяч перелетает через сетку, прыгает и "блокирует" мяч двумя руками, направляя его на сторону противника между руками блокирующего противника S-4. Возможно ли это?

Решение: если первое касание у сетки - это блокирование R-2, то его контакт с мячом расценивается как "нападающий удар". Это должно быть оценено как будто R-2 атаковал. Но это необычно атаковать двумя руками, хотя нет и правил против этого. С другой стороны, если первое касание у сетки - это блок или атака S-4, тогда действия R-2 должны быть оценены как действия блокирующего. Блокирование же двумя руками - нормальное действие. В любом описанном случае первый судья должен определить, является ли игра R-2 правильной.

Неправильные запросы (просьбы)


Ситуация № 55: после свистка на подачу капитан или тренер принимающей команды запрашивают тайм-аут.

Решение: судья должен отклонить этот неправильный запрос. После свистка на подачу никакие запросы на правильные перерывы не разрешаются. В случае повторных действий той же команды, они расцениваются как задержка игры с последующими санкциями.

Ситуация № 56: команда R использовала в партии два перерыва. Затем, в той же партии, капитан запросил третий тайм-аут, и второй судья дал на него разрешение. Сразу после этого секретарь информирует второго судью, что это уже третий тайм-аут в этой партии. Какова процедура для судей?

Решение: просьба о третьем тайм-ауте неправильна и должна быть отклонена немедленно, но без наказания. Первый судья информируется об ошибке и третий тайм-аут немедленно прерывается.

Ситуация № 57: тренер команды запрашивает и дает сигнал на замену, но игрок не слышит вызова тренера и не оказывается в зоне замены к моменту просьбы тренера на нее. Судья делает предупреждение за задержку игры и жестом руки удаляет игрока-замену, который к тому времени уже оказался в зоне замены. Тренер возбужденно утверждает, что он просил тайм-аут и вновь его запрашивает. Команда получает тайм-аут, после него вновь запрашивается и разрешается замена. Правильно ли это?

Решение: поскольку тренер запрашивал замену (голосом и сигналом), а игрок-замена не был в зоне замены, предупреждение о задержке игры правильное. Также правильно, что после получения этого предупреждения тренер запросил тайм-аут. Но запрос замены после этого тайм-аута является неправильным, поскольку после получения предупреждения за задержку игры, что было обусловлено неготовностью игрока к замене, по крайней мере должен состояться один розыгрыш мяча. Этот повторный запрос на замену отклоняется без санкций.

Ситуация № 58: перед началом второй партии судья просит команды занять свои места на площадке. Одна из команд не выполняет этого требования. Каковы действия первого судья?

Решение: команды должны быть вызваны на площадку и занять свои места. Если команда делает это слишком медленно, она получает устное предупреждение за задержку, которое заносится в протокол. Если задержка выхода на поле продолжается, команда наказывается желтой карточкой (мяч передается сопернику, соперник получает очко). Если и после этого команда не выходит на поле, то это квалифицируется как отказ от игры, и ей засчитывается поражение.

Ситуация № 59: после выигрыша мяча и получения права на подачу, подающая команда собирается вместе на своей площадке, чтобы обсудить стратегию следующего розыгрыша мяча. Судья дает соответствущее время игрокам, чтобы они вернулись на свои позиции, а затем дает свисток и предупреждает команду за задержку.

Решение: правильное решение судьи. Не существует требования для судьи давать игрокам больше разумно нужного времени, чтобы вернуться на свои игровые позиции для продолжения игры. Судья должен хорошо оценивать ситуацию в данном случае. Он должен позволять соответствующие эмоции и энтузиазм игроков, но не должен допускать задержек игры.

Ситуация № 60: команда взяла тайм-аут. Но после его окончания немедленно не возвращается на поле. Как она должна быть наказана?

Решение: команда должна немедленно возобновить игру. Если она не делает этого, она предупреждается за задержку игры. За вторую и все последующие задержки в этой встрече команда наказывается желтой карточкой.

Ситуация № 61: тренер команды получил предупреждение за задержку игры, когда пытался произвести замену. Позже, в следующей партии, игрок этой же команды задерживает игру тем, что не откатывает с поля вышедший из игры мяч.

Решение: санкция за задержку игры - командная санкция, которая суммируется в течение всего матча. Таким образом, первое предупреждение за задержку - это предупреждение для всей команды. Второе наказание за задержку игры - желтая карточка - также для всей команды. Все последующие наказания за задержку - желтая карточка. За это нарушение не может быть удаления.

Ситуация № 62: во время игры, после окончания розыгрыша мяча, зрители периодически выбегают на игровое поле и протестуют против решения судей.

Решение: первый судья должен потребовать остановить матч и потребовать от организаторов и контрольного комитета восстановить порядок в зале. Остановка игры должна быть записана в протоколе матча.

Неправильное поведение


Ситуация № 63: игрок был предупрежден за неспортивное замечание по отношение к противнику. Позднее тот же игрок снова делает грубое замечание по отношению к другому игроку противника. Каково правильное решение первого судьи?

Решение: Этот игрок должен быть наказан. За второй случай неспортивного поведения он должен получить желтую карточку.

Ситуация № 64: после окончания розыгрыша мяча игрок некрасиво (демонстративно) бьет мяч ногой. Первый судья предупреждает его устно за неспортивное поведение и это не записывается в протоколе матча.

Решение: действия судьи правильные. Подобные неспортивные действия не разрешаются.

Ситуация № 65: между партиями игрок S-3 сделал оскорбительное замечание по отношению к официальному лицу и получил желтую карточку от судьи за грубое поведение. Команда S имеет подачу в предстоящей партии. Каково правильное решение судьи?

Решение: Санкции, примененные между партиями, относятся к предстоящей партии. Таким образом, перед первой подачей, судья должен наказать провинившуюся команду (игрока S-3) и передать подачу команде противника. Если имеет место случай, когда наказываются обе команды, то подающая команда наказывается первой, а затем наказывается принимающая команда. Ниже следуют нарушения, которые случаются между партиями:
1. устное предупреждение игроку подающей команды - нет наказания;
2. устное предупреждение игроку принимающей команды - нет наказания;
3. замечание только игроку подающей команды S - переход подачи к команде R, она переходит и подает;
4. замечание только игроку принимающей команды R - команда S получает очко;
5. замечания обеим командам, независимо от очередности:
..а) подающая команда S теряет подачу;
..б) команда R переходит на один номер, после этого подача переходит к команде S;
..в) первоначально подающая команда S переходит на одну позицию и начинает подавать при счете 1-1.

Ситуация № 66: во время атакующей комбинации с приема связующий Красной команды сделал великолепный пас, который полностью дезориентировал блокирующих Голубой команды. Нападающий Красной команды пробил без блока. Связующий игрок Голубой команды был ближайшим блокирующим, но даже не приблизился к мячу. Как только нападающий Красной команды пробил по мячу, связующий Голубой команды дернул нижний край сетки, что явилось причиной "прыжка" сетки, так, что люди должны были предположить удар по сетке нападающим Красной команды. Второй судья видел умышленное нарушение игрока у сетки и сигнализировал об ошибке. Каково правильное решение в этой игровой ситуации?

Решение: умышленная попытка привести судью к неправильному решению расценивается как грубое поведение и наказывается желтой карточкой по завершению розыгрыша мяча. Так, Красная команда выиграла розыгрыш мяча, дающий ей переход и, затем, была награждена очком из-за желтой карточки.

Ситуация № 67: игрок и тренер удалены на партию. Они оба переместились на край скамейки до конца партии.

Решение: они оба должны покинуть игровое поле, скамейку и зону разминки до конца партии на специально отведенные места для удаленных.

Ситуация № 68: тренер команды R подходит к секретарю и спрашивает и количестве тайм-аутов, использованных командой S.

Решение: тренеру разрешено спрашивать секретаря только о его команде. Тренер может спрашивать секретаря, не мешая его работе.

Специальные случаи


Ситуация № 69: Женский Чемпионат Мира. Матч Япония - СССР. Советский игрок наносит очень сильный атакующий удар. Защитница Японской сборной не очень удачно принимает мяч, и он отскакивает далеко за площадку. Другой японский игрок делает рывок за мячом и очень эффективно возвращает его в игру в тот момент, когда сама падает через рекламные щиты, ограничивающие игровое поле. Обработка мяча во время этой исключительной игровой ситуации сопровождалась небольшим его сопровождением (броском). Действия этого игрока вызвали в зале бурные аплодисменты. Судья дал свисток на ошибку. Зрители весьма громко выразили свое несогласие с решением судьи. Как должен поступать судья в подобных ситуациях?

Решение: Судья это не только лицо, которое ответственно за ход матча. Он, также, ответственен и за развитие волейбола. Зрелищность - это очень существенный элемент в развитии игры. Судья не должен инициировать игровые действия для удовольствия зрителей, но в то же время он не должен пресекать их. Он должен найти соответствующий баланс между техническими и социальными аспектами своих действий. Практически это означает, что совершенно необходимо, - в определенной степени, - принести в жертву технические аспекты ради более широкого учета аспектов социальных. Это и есть искусство судейства!

Ситуация № 70: Матч женских команд Куба - Канада. Куба играет очень быстро и сильно. Канада умышленно снижает темп игры, предложенный очень эмоциональными кубинками. Каковы действия арбитра?

Решение: "Темп" - это очень деликатный элемент в волейболе. Каждая команда имеет свой собственный и оптимальный для себя игровой темп. Темп игры не обусловлен правилами, но контроль за темпом является ключевым фактором в действиях хорошего судьи. Подходящий темп матча позволяет играть на высоком уровне. С другой стороны, судья должен поддерживать постоянный темп в рамках нормального процесса игры. Судья никогда не должен позволять каким-либо внешним обстоятельствам задерживать процесс хорошего матча и разрушать хорошее выступление одной из команд. Это еще одно искусство судейства.

Ситуация № 71: Четвертая партия матча на первенство мира между Кореей и Германией. Тренер Кореи просит замену. После того, как замена произошла, секретарь информирует, что замена была неправильной. Второй судья отменил ошибочную замену. Капитан Корейской команды не согласился со вторым судьей. Когда второй судья проверил протокол, то убедился, что замена на самом деле была правильной и восстановил ситуацию. Судьи находились в замешательстве (смущении). Каков должен быть ответ второго судьи?

Решение: Очень важно принимать решения, основываясь на фактах. Изменение решения может создать нежелательную атмосферу во время матча. Это создает у игроков и зрителей чувства недоверия и враждебности к судье. В приведенном выше случае второй судья должен проверять протокол до принятия своего решения.

Ситуация № 72: Кубок Мира для женских команд. Матч Куба - Перу. Специальное небольшое личное полотенце для вытирания пола одного из игроков Кубы упало с ее формы на пол между блокирующими команды Перу. Розыгрыш продолжался и команда Кубы его выиграла. Каково правильное решение в данном случае?

Решение: Судья должен оценивать, какова степень влияния на ход игры упавшего полотенца. Это был единичный случай неумышленной потери полотенца. Мяч должен быть переигран.

Ситуация № 73: игрок R-5 принимает сильнейший прямой удар нападающего противника S-2. Мяч отскакивает за пределы игрового поля к зрителям. R-6 перепрыгивает рекламные щиты и бежит на трибуну, достает мяч, но выполняет касание с некоторой ошибкой. Зрители в восторге от этого эпизода. Судья не свистит ни "касание при поддержке", ни задержку мяча. Прав ли судья?

Решение: судья прав. Мяч может быть возвращен в игру извне пределов свободной зоны. "Касание при поддержке" фиксируется как ошибка только в пределах игрового поля. Что касается собственно контакта с мячом, то он должен оцениваться судьей отдельно. Модификация правил сделана для того, чтобы облегчить защитные действия и повысить зрелищность игры. Даже в тех случаях, когда это не "первое касание", очень важно улучшать искусство судейства, разрешив подобные эффектные действия в интересах зрелищности и популярности волейбола.

Ситуация № 74: команда R выигрывает розыгрыш мяча и получает право на подачу. До перехода на подачу капитан команды R просит второго судью проверить правильность очередности подач. Секретарь информирует второго судью о том, что R-10 - это правильный подающий игрок. На подаче игрока R-10 выигрывается 4 очка. Перед его следующей подачей секретарь информирует, что правильным игроком на подаче должен быть R-8, а не R-10. Каково решение первого судьи?

Решение: первый судья должен отменить 4 очка, набранные командой R. Все тайм-ауты, замены и другие акции, случившиеся во время набора этих 4 очков, должны быть отменены. Игрок R-8 должен подавать и игра возобновляется с того момента, когда капитан команды R попросил выяснить, кто должен подавать.

Новые случаи


Ситуация № 75: Олимпийские игры в Барселоне, матч мужских команд Япония - США. Очень напряженный матч. Игроки обеих команд недовольны рядом решений арбитров матча. При счете партий 2:1 в пользу Японии и счете 8:8 в четвертой партии очень горячий игрок США Самуэльсон получает желтую карточку за то, что оспаривал решение судьи на линии. При счете 13:12 в пользу Японии и японской подаче мяч после розыгрыша попадает в поле США, делая счет 14:12 в пользу Японии. Самуэльсон снова оспаривает решение судьи на линии. Второй судья обращает на это внимание первого судьи и он второй раз наказывает Самуэльсона желтой карточкой. Члены судейского комитета, контролирующие матч, обращают внимание секретаря и второго судьи, что это вторая желтая карточка тому же игроку в той же партии. Второй судья дважды пытается объяснить ситуацию первому судье, но он оставляет в силе свое решение - вторая желтая карточка. Желтая карточка остается наказанием, но не записывается в протокол матча. Тренер и капитан японской сборной протестуют, указывая, что это должна была быть красная карточка и оставляют за собой право записать протест в протоколе после окончания матча. Матч продолжается. США выигрывает 3:2. Какое решение по поводу протеста японской команды должен принять контрольный комитет?

Решение:
1. Первый судья допустил ошибку, дважды наказав желтой карточкой одного и того же игрока в одной и той же партии. Он должен был бы дать красную карточку, что означало бы 3:1 в пользы Японии.
2. Японский протест был правильно заявлен в ходе матча и правильно записан в протокол после окончания матча.
3. Контрольный комитет должен был настоять на красной карточке и, соответственно, решающем очке в пользу японской команды. Вторая желтая карточка, - как факт, - должна была бы быть записана в протоколе.
4. Как результат этого разбирательства, ФИВБ приняло решение о проведении в подобных случаях "Судейской Конференции" для немедленного и правильного разрешения конфликта.

Ситуация № 76: Чемпионат Мира 1994 года, мужчины, Бразилия - Куба. Кубинский тренер делает замену с опозданием. Последовал спор с официальными лицами. Судья дает желтую карточку. Бразильская команда немедленно запрашивает тайм-аут и последующую замену. После этого, без розыгрыша мяча, Куба проводит замену. Игра продолжается и Куба выигрывает партию и матч. Судьи позволили Кубе сделать две замены, не замечая в напряженный момент, что между этими двумя запросами на замену не было возобновления игры. Как правильно разрешить эту ситуацию.

Решение: судьи и секретарь не были внимательны, чтобы предупредить этот неправильный запрос на замену. Если бы этот неправильный запрос замены оказал влияние на задержку игры, то замена должна бы быть наказана красной карточкой за задержку игры.

Ситуация № 77: Национальная лига в Шотландии. Матч команд F - J. Счет 13:13 в третьей партии. Второй судья фиксирует нарушение расстановки на приеме у команды J. Команда J протестует, но это бесполезно, и 14:13 в пользу команды F. На следующей подаче команды F судья снова фиксирует нарушение расстановки у команды J. Счет 15:13 и партию выигрывает команда F. После некоторой дискуссии судья соглашается с тем, что оба решения были неправильны. Однако, судья констатирует, что партия завершена и исправления не могут быть сделаны. Вопреки продолжающимся протестам судья начинает четвертую партию. Капитан команды J записывает протест формально по окончании игры.

Решение: судья допустил ошибку. Судьям разрешено изменить их решение относительно применения правил. Эта очевидная ошибка должна быть исправлена тем, что третья партия должна быть переиграна со счета 13:13.

Cтраницы: 1| 2|3

 

Алексей Крайнев ©2001


В оглавление раздела

На главную страницу

Во время подачи


Ситуация № 41: в момент подачи игрок принимающей команды R-6 стоит так, что обе его ступни немного позади ступней R-3, но R-6 одной рукой касается пола явно впереди R-3.

Решение: касание пола рукой впереди R-3 не является ошибкой R-6, поскольку правильность позиции игроков определяется по положению их ступней.

Ситуация № 42: игрок принимающей команды R-6 стоит на приеме явно впереди R-3. В момент удара подающего игрока R-6 подпрыгивает и оказывается в воздухе в то самое время, когда подающий бьет по мячу.

Решение: это ошибка команды R, поскольку позиция игрока на приеме определяется по месту его последнего соприкосновения с полом.

Ситуация № 43: во время удара по мячу подающим игроком, игрок принимающей команды R-2 стоял так, что часть его стопы была на площадке соперника, а другая часть на центральной линии. Второй судья определил это как ошибку R-2, поскольку он был не полностью внутри своей площадки в момент подачи.

Решение: Второй судья прав.

Ситуация № 44: секретарь замечает, что подающая команда нарушает очередность подачи: S-6 вышел в зону подачи вместо игрока S-1, который был бы правильным подающим. Как только S-6 подал, секретарь дал сигнал судьям, которые остановили игру.

Решение: правильные действия секретаря, который должен информировать судей об ошибке в очередности подачи только после ее совершения.

Ситуация № 45: игрок подающей команды S-6 приготовился подавать, но в это время S-1 останавливает его, поскольку S-6 нарушил очередность подачи. S-6 подбрасывает мяч, позволяет ему упасть на пол. На подачу выходит S-1. Судья разрешает новую попытку подачи.

Решение: судья прав. Но он не должен давать время для замены S-6 на S-1. Как только S-1 оказался в зоне подачи, судья дает свисток на подачу, которая должна быть выполнена в течении 3х секунд. Для S-1 это последняя попытка подать.

Ситуация № 46: во время исполнения подачи подающий игрок касается изнутри зоны подачи линии, ограничивающей зону подачи сбоку.

Решение: ошибки нет, поскольку эти ограничительные линии входят в зону подачи. Однако, нельзя касаться линии подачи, ограничивающей площадку.

Ситуация № 47: судья дает свисток на подачу и игрок S-2 готовится ее выполнить. Партнер замечает нарушение очередности подачи. Правильный подающий S-1 входит в зону подачи, а S-2 входит на поле. S-1 подает прежде, чем истекли положенные 8секунд на подачу.

Решение: подача правильная, поскольку игроки уложились в 8 секунд.

Ситуация № 48: подающий игрок подбросил мяч на удар, но не подал, а дал мячу упасть. Затем прямо с отскока мяча от пола он выполняет подачу.

Решение: подача неправильная, поскольку судья после падения мяча на пол должен дать свисток на подачу снова. Повтор подобной попытки на подачу будет оштрафован переходом подачи.

Нападающий удар

Ситуация № 49: игрок R-5 прыгает в зону нападения и атакует вторым касанием команды. Мяч попадает в трос и отскакивает обратно к команде R.

Решение: мяч не пересек вертикальную плоскость сетки (плоскость перехода) и не касался блока противника, т.е. нападающий удар не был закончен. Поэтому команда R имеет третье касание, чтобы вернуть мяч на сторону противника.

Ситуация № 50: S-1 подает. R-6 прыгает с задней линии и касается мяча, когда он находится выше верхнего края сетки. Сам контакт с мячом состоялся за линией нападения, а мяч вернулся на сторону подающей команды.

Решение: действия R-6 правильные, хотя и запрещено блокировать подачу или нападать прямо с подачи, посколькуR-6 обрабатывал мяч за линией нападения.

Блок


Ситуация № 51: блокирующий S-3 накрывает второе касание связующего R-2 над сеткой и с переносом. Первый судья не свистит. Возможны ли такие действия блокирующего?

Решение: первому судье необходимо определить действие связующего. Судья должен знать, сделан ли пас параллельно сетке, или мяч идет к сетке, превращаясь в атакующий удар. В первом случае это будет ошибка блока, поскольку мяч "не идет со стороны противника". Во втором случае блокирование возможно, поскольку мяч идет со стороны противника и должен быть квалифицирован как нападающий удар.

Ситуация № 52: R-5 направляет первым касанием мяч так, что он может перелететь на сторону противника, если его не обработают партнеры. R-3 находится в готовности сыграть этот мяч. S-2 накрывает мяч на стороне противника раньше, чем пытающийся сыграть R-3.

Решение: ошибка блокирующего S-2. Нельзя блокировать на чужой стороне, пока атакующий удар не завершен, за исключением случаев, когда, по оценке первого судьи, игроки команды R не в состоянии достать и сыграть мяч.

Ситуация № 53: R-5, находясь у сетки, нападает по мячу, который был выше верхнего края сетки. Одновременно с этим ударом S-2 ставит блок на стороне противника.

Решение: двойная ошибка (обоюдная ошибка). Атака невозможна, поскольку R-5 игрок задней линии, блокирование невозможно, поскольку нападающий удар не завершен. Если бы блокирование состоялось после того, как R-5 выполнил удар, то только R-5 совершил бы ошибку.

Ситуация № 54: R-5 принял подачу и направил мяч на верхний край сетки. R-2 (связующий), определив, что мяч перелетает через сетку, прыгает и "блокирует" мяч двумя руками, направляя его на сторону противника между руками блокирующего противника S-4. Возможно ли это?

Решение: если первое касание у сетки - это блокирование R-2, то его контакт с мячом расценивается как "нападающий удар". Это должно быть оценено как будто R-2 атаковал. Но это необычно атаковать двумя руками, хотя нет и правил против этого. С другой стороны, если первое касание у сетки - это блок или атака S-4, тогда действия R-2 должны быть оценены как действия блокирующего. Блокирование же двумя руками - нормальное действие. В любом описанном случае первый судья должен определить, является ли игра R-2 правильной.

Неправильные запросы (просьбы)


Ситуация № 55: после свистка на подачу капитан или тренер принимающей команды запрашивают тайм-аут.

Решение: судья должен отклонить этот неправильный запрос. После свистка на подачу никакие запросы на правильные перерывы не разрешаются. В случае повторных действий той же команды, они расцениваются как задержка игры с последующими санкциями.

Ситуация № 56: команда R использовала в партии два перерыва. Затем, в той же партии, капитан запросил третий тайм-аут, и второй судья дал на него разрешение. Сразу после этого секретарь информирует второго судью, что это уже третий тайм-аут в этой партии. Какова процедура для судей?

Решение: просьба о третьем тайм-ауте неправильна и должна быть отклонена немедленно, но без наказания. Первый судья информируется об ошибке и третий тайм-аут немедленно прерывается.

Ситуация № 57: тренер команды запрашивает и дает сигнал на замену, но игрок не слышит вызова тренера и не оказывается в зоне замены к моменту просьбы тренера на нее. Судья делает предупреждение за задержку игры и жестом руки удаляет игрока-замену, который к тому времени уже оказался в зоне замены. Тренер возбужденно утверждает, что он просил тайм-аут и вновь его запрашивает. Команда получает тайм-аут, после него вновь запрашивается и разрешается замена. Правильно ли это?

Решение: поскольку тренер запрашивал замену (голосом и сигналом), а игрок-замена не был в зоне замены, предупреждение о задержке игры правильное. Также правильно, что после получения этого предупреждения тренер запросил тайм-аут. Но запрос замены после этого тайм-аута является неправильным, поскольку после получения предупреждения за задержку игры, что было обусловлено неготовностью игрока к замене, по крайней мере должен состояться один розыгрыш мяча. Этот повторный запрос на замену отклоняется без санкций.

Ситуация № 58: перед началом второй партии первый судья просит команды занять свои места на площадке. Команда R не выполняет этого требования. Каковы соответствующие действия первого судьи?

Решение: команды должны быть вызваны на площадку и занять свои позиции. Если команда делает это слишком медленно, она получает предупреждение за задержку игры и желтую карточку. Если задержка выхода на поле продолжается, то команда наказывается красной карточкой. Если и после этого команда не выходит на поле, то это квалифицируется как отказ от игры, и этой команде засчитывается поражение.

Ситуация № 59: после выигрыша мяча и получения права на подачу, подающая команда собирается вместе на своей площадке, чтобы обсудить стратегию следующего розыгрыша мяча. Судья дает соответствующее время игрокам, чтобы они вернулись на свои позиции, а затем дает свисток и предупреждает команду желтой карточкой за задержку игры.

Решение: правильное решение судьи. Не существует требования для судьи давать игрокам больше разумно нужного времени, чтобы вернуться на свои игровые позиции для продолжения игры. Судья должен хорошо оценивать ситуацию в данном случае. Он должен позволять соответствующие эмоции и энтузиазм игроков, но не может допускать задержек игры.

Ситуация № 60: команда взяла тайм-аут. Но после его окончания немедленно не возвращается на поле. Как она должна быть наказана?

Решение: команда должна немедленно возобновить игру. Если команда не делает этого, она предупреждается желтой карточкой за задержку игры. За вторую и все последующие задержки игры в этой партии команда наказывается красной карточкой.

Ситуация № 61: тренер команды получает желтую карточку за задержку игры, когда пытался проводить замену. Позже, в этой же партии, игрок задерживает игру тем, что не откатывает с поля вышедший из игры мяч.

Решение: санкция за задержку игры - командная санкция, которая суммируется в течении партии. Таким образом, первое предупреждение за задержку - это предупреждение для всей команды. Второе наказание за задержку игры - красная карточка - также для все команды. Все последующие наказания за задержку игры - красная карточка. За это нарушение не может быть удаления игроков. Наказания за задержку игры в одной партии не распространяются на следующую партию.

Ситуация № 62: во время игры, после окончания розыгрыша мяча, зрители периодически выбегают на игровое поле и протестуют против решения судей.

Решение: первый судья должен потребовать остановить матч и потребовать от организаторов и контрольного комитета восстановить порядок в зале. Остановка игры должна быть записана в протоколе матча.

Неправильное поведение


Ситуация № 63: игрок был предупрежден за неспортивное замечание по отношение к противнику. Позднее тот же игрок снова делает грубое замечание по отношению к другому игроку противника. Каково правильное решение первого судьи?

Решение: Этот игрок должен быть наказан. За второй случай неспортивного поведения он должен получить желтую карточку.

Ситуация № 64: после окончания розыгрыша мяча игрок некрасиво (демонстративно) бьет мяч ногой. Первый судья предупреждает его устно за неспортивное поведение и это не записывается в протоколе матча.

Решение: действия судьи правильные. Подобные неспортивные действия не разрешаются.

Ситуация № 65: между партиями игрок S-3 сделал оскорбительное замечание по отношению к официальному лицу и получил желтую карточку от судьи за грубое поведение. Команда S имеет подачу в предстоящей партии. Каково правильное решение судьи?

Решение: Санкции, примененные между партиями, относятся к предстоящей партии. Таким образом, перед первой подачей, судья должен наказать провинившуюся команду (игрока S-3) и передать подачу команде противника. Если имеет место случай, когда наказываются обе команды, то подающая команда наказывается первой, а затем наказывается принимающая команда. Ниже следуют нарушения, которые случаются между партиями:
1. устное предупреждение игроку подающей команды - нет наказания;
2. устное предупреждение игроку принимающей команды - нет наказания;
3. замечание только игроку подающей команды S - переход подачи к команде R, она переходит и подает;
4. замечание только игроку принимающей команды R - команда S получает очко;
5. замечания обеим командам, независимо от очередности:
..а) подающая команда S теряет подачу;
..б) команда R переходит на один номер, после этого подача переходит к команде S;
..в) первоначально подающая команда S переходит на одну позицию и начинает подавать при счете 1-1.

Ситуация № 66: во время атакующей комбинации с приема связующий Красной команды сделал великолепный пас, который полностью дезориентировал блокирующих Голубой команды. Нападающий Красной команды пробил без блока. Связующий игрок Голубой команды был ближайшим блокирующим, но даже не приблизился к мячу. Как только нападающий Красной команды пробил по мячу, связующий Голубой команды дернул нижний край сетки, что явилось причиной "прыжка" сетки, так, что люди должны были предположить удар по сетке нападающим Красной команды. Второй судья видел умышленное нарушение игрока у сетки и сигнализировал об ошибке. Каково правильное решение в этой игровой ситуации?

Решение: умышленная попытка привести судью к неправильному решению расценивается как грубое поведение и наказывается желтой карточкой по завершению розыгрыша мяча. Так, Красная команда выиграла розыгрыш мяча, дающий ей переход и, затем, была награждена очком из-за красной карточки.

Ситуация № 67: игрок и тренер удалены на партию. Они оба переместились на край скамейки до конца партии.

Решение: они оба должны покинуть игровое поле, скамейку и зону разминки до конца партии на специально отведенные места для удаленных.

Ситуация № 68: тренер команды R подходит к секретарю и спрашивает и количестве тайм-аутов, использованных командой S.

Решение: тренеру разрешено спрашивать секретаря только о его команде. Тренер может спрашивать секретаря, не мешая его работе.

Специальные случаи


Ситуация № 69: Женский Чемпионат Мира. Матч Япония - СССР. Советский игрок наносит очень сильный атакующий удар. Защитница Японской сборной не очень удачно принимает мяч, и он отскакивает далеко за площадку. Другой японский игрок делает рывок за мячом и очень эффективно возвращает его в игру в тот момент, когда сама падает через рекламные щиты, ограничивающие игровое поле. Обработка мяча во время этой исключительной игровой ситуации сопровождалась небольшим его сопровождением (броском). Действия этого игрока вызвали в зале бурные аплодисменты. Судья дал свисток на ошибку. Зрители весьма громко выразили свое несогласие с решением судьи. Как должен поступать судья в подобных ситуациях?

Решение: Судья это не только лицо, которое ответственно за ход матча. Он, также, ответственен и за развитие волейбола. Зрелищность - это очень существенный элемент в развитии игры. Судья не должен инициировать игровые действия для удовольствия зрителей, но в то же время он не должен пресекать их. Он должен найти соответствующий баланс между техническими и социальными аспектами своих действий. Практически это означает, что совершенно необходимо, - в определенной степени, - принести в жертву технические аспекты ради более широкого учета аспектов социальных. Это и есть искусство судейства!

Ситуация № 70: Матч женских команд Куба - Канада. Куба играет очень быстро и сильно. Канада умышленно снижает темп игры, предложенный очень эмоциональными кубинками. Каковы действия арбитра?

Решение: "Темп" - это очень деликатный элемент в волейболе. Каждая команда имеет свой собственный и оптимальный для себя игровой темп. Темп игры не обусловлен правилами, но контроль за темпом является ключевым фактором в действиях хорошего судьи. Подходящий темп матча позволяет играть на высоком уровне. С другой стороны, судья должен поддерживать постоянный темп в рамках нормального процесса игры. Судья никогда не должен позволять каким-либо внешним обстоятельствам задерживать процесс хорошего матча и разрушать хорошее выступление одной из команд. Это еще одно искусство судейства.

Ситуация № 71: Четвертая партия матча на первенство мира между Кореей и Германией. Тренер Кореи просит замену. После того, как замена произошла, секретарь информирует, что замена была неправильной. Второй судья отменил ошибочную замену. Капитан Корейской команды не согласился со вторым судьей. Когда второй судья проверил протокол, то убедился, что замена на самом деле была правильной и восстановил ситуацию. Судьи находились в замешательстве (смущении). Каков должен быть ответ второго судьи?

Решение: Очень важно принимать решения, основываясь на фактах. Изменение решения может создать нежелательную атмосферу во время матча. Это создает у игроков и зрителей чувства недоверия и враждебности к судье. В приведенном выше случае второй судья должен проверять протокол до принятия своего решения.

Ситуация № 72: Кубок Мира для женских команд. Матч Куба - Перу. Специальное небольшое личное полотенце для вытирания пола одного из игроков Кубы упало с ее формы на пол между блокирующими команды Перу. Розыгрыш продолжался и команда Кубы его выиграла. Каково правильное решение в данном случае?

Решение: Судья должен оценивать, какова степень влияния на ход игры упавшего полотенца. Это был единичный случай неумышленной потери полотенца. Мяч должен быть переигран.

Ситуация № 73: игрок R-5 принимает сильнейший прямой удар нападающего противника S-2. Мяч отскакивает за пределы игрового поля к зрителям. R-6 перепрыгивает рекламные щиты и бежит на трибуну, достает мяч, но выполняет касание с некоторой ошибкой. Зрители в восторге от этого эпизода. Судья не свистит ни "касание при поддержке", ни задержку мяча. Прав ли судья?

Решение: судья прав. Мяч может быть возвращен в игру извне пределов свободной зоны. "Касание при поддержке" фиксируется как ошибка только в пределах игрового поля. Что касается собственно контакта с мячом, то он должен оцениваться судьей отдельно. Модификация правил сделана для того, чтобы облегчить защитные действия и повысить зрелищность игры. Даже в тех случаях, когда это не "первое касание", очень важно улучшать искусство судейства, разрешив подобные эффектные действия в интересах зрелищности и популярности волейбола.

Ситуация № 74: команда R выигрывает розыгрыш мяча и получает право на подачу. До перехода на подачу капитан команды R просит второго судью проверить правильность очередности подач. Секретарь информирует второго судью о том, что R-10 - это правильный подающий игрок. На подаче игрока R-10 выигрывается 4 очка. Перед его следующей подачей секретарь информирует, что правильным игроком на подаче должен быть R-8, а не R-10. Каково решение первого судьи?

Решение: первый судья должен отменить 4 очка, набранные командой R. Все тайм-ауты, замены и другие акции, случившиеся во время набора этих 4 очков, должны быть отменены. Игрок R-8 должен подавать и игра возобновляется с того момента, когда капитан команды R попросил выяснить, кто должен подавать.

Новые случаи


Ситуация № 75: Олимпийские игры в Барселоне, матч мужских команд Япония - США. Очень напряженный матч. Игроки обеих команд недовольны рядом решений арбитров матча. При счете партий 2:1 в пользу Японии и счете 8:8 в четвертой партии очень горячий игрок США Самуэльсон получает желтую карточку за то, что оспаривал решение судьи на линии. При счете 13:12 в пользу Японии и японской подаче мяч после розыгрыша попадает в поле США, делая счет 14:12 в пользу Японии. Самуэльсон снова оспаривает решение судьи на линии. Второй судья обращает на это внимание первого судьи и он второй раз наказывает Самуэльсона желтой карточкой. Члены судейского комитета, контролирующие матч, обращают внимание секретаря и второго судьи, что это вторая желтая карточка тому же игроку в той же партии. Второй судья дважды пытается объяснить ситуацию первому судье, но он оставляет в силе свое решение - вторая желтая карточка. Желтая карточка остается наказанием, но не записывается в протокол матча. Тренер и капитан японской сборной протестуют, указывая, что это должна была быть красная карточка и оставляют за собой право записать протест в протоколе после окончания матча. Матч продолжается. США выигрывает 3:2. Какое решение по поводу протеста японской команды должен принять контрольный комитет?

Решение:
1. Первый судья допустил ошибку, дважды наказав желтой карточкой одного и того же игрока в одной и той же партии. Он должен был бы дать красную карточку, что означало бы 3:1 в пользы Японии.
2. Японский протест был правильно заявлен в ходе матча и правильно записан в протокол после окончания матча.
3. Контрольный комитет должен был настоять на красной карточке и, соответственно, решающем очке в пользу японской команды. Вторая желтая карточка, - как факт, - должна была бы быть записана в протоколе.
4. Как результат этого разбирательства, ФИВБ приняло решение о проведении в подобных случаях "Судейской Конференции" для немедленного и правильного разрешения конфликта.

Ситуация № 76: Чемпионат Мира 1994 года, мужчины, Бразилия - Куба. Кубинский тренер делает замену с опозданием. Последовал спор с официальными лицами. Судья дает желтую карточку. Бразильская команда немедленно запрашивает тайм-аут и последующую замену. После этого, без розыгрыша мяча, Куба проводит замену. Игра продолжается и Куба выигрывает партию и матч. Судьи позволили Кубе сделать две замены, не замечая в напряженный момент, что между этими двумя запросами на замену не было возобновления игры. Как правильно разрешить эту ситуацию.

Решение: судьи и секретарь не были внимательны, чтобы предупредить этот неправильный запрос на замену. Если бы этот неправильный запрос замены оказал влияние на задержку игры, то замена должна бы быть наказана красной карточкой за задержку игры.

Ситуация № 77: Национальная лига в Шотландии. Матч команд F - J. Счет 13:13 в третьей партии. Второй судья фиксирует нарушение расстановки на приеме у команды J. Команда J протестует, но это бесполезно, и 14:13 в пользу команды F. На следующей подаче команды F судья снова фиксирует нарушение расстановки у команды J. Счет 15:13 и партию выигрывает команда F. После некоторой дискуссии судья соглашается с тем, что оба решения были неправильны. Однако, судья констатирует, что партия завершена и исправления не могут быть сделаны. Вопреки продолжающимся протестам судья начинает четвертую партию. Капитан команды J записывает протест формально по окончании игры.

Решение: судья допустил ошибку. Судьям разрешено изменить их решение относительно применения правил. Эта очевидная ошибка должна быть исправлена тем, что третья партия должна быть переиграна со счета 13:13.
В начало

Cтраницы: 1|2|3  

Алексей Крайнев ©2001


В оглавление раздела

На главную страницу
Hosted by uCoz